23.09.2016

Слово о благочестивом поведении в храме

Часто слышать приходится вопросы: «Я Бога молил о том-то и о том-то, а ничего не случилось, Бог мне не дал того, чего я просил. Почему?»
А задать более уместно другой вопрос: как мы сами ведём себя по отношению к Господу? Мы имя Божие теребим всуе- и к месту, и не к месту,- в различных пустых присказках, более того- мы часто божбою оскверняем имя Господне: клянемся, накладываем на себя заклятия вроде: «убей Бог мою душу!» или что-либо подобное. Это самое страшное из всего, что мы можем придумать.
Благодать, данную нам Господом, мы расточаем в праздных разговорах, в суете житейской, которая вытесняет из наших душ заветы Его. Молитва, совершаемая с небрежением есть мерзость пред Господом, ибо она ничего не приносит человеку, кроме вреда.
Сколько раз наблюдать приходилось горестную картину, когда в храме, за богослужением, вместо того, чтобы молиться и внимать слову Священного Писания, читаемому за Божественной Литургией, ведутся нами праздные разговоры, гремит перезвон мобильных телефонов. Что сильно отвлекает от хода богослужения не только прихожан, но и самих священнослужителей.
Как говорит преподобный Иосиф Оптинский, «Мрачное настроение очень может быть от небрежения к молитве, ибо без молитвы душа чувствует голод». И мы, в сфере духовной жизни, сами пилим сук, на котором сидим: с одной стороны, молимся Господу о помощи, ждём от Него помощи, а с другой стороны мы отбираем у себя сами эту благодать: «В тишине услышишь, возлюбленный христианин, глас Божий, внутри тебя говорящий: “Я Господь Бог твой, Который тебя создал, и образом Своим почтил, и о тебе печется, Которого тебе, как Создателя и Бога своего, должно усердно почитать, любить, слушать, призывать…”»,- говорит святитель Тихон Задонский. Ключевое слово здесь: «в тишине». Так как соблюдение тишины душевной, происходящей от тишины телесной- безмолвия, хранящего ум от различных суетных и губительных мыслей.
Справедливо в одной из своих проповедей святитель Феофан Затворник поставил вопрос: «Случись, что зашёл бы к нам в храм протестант или католик и увидел, что за бесчинства временами происходят, то непременно он спросил бы: “И это есть ваше Православие? Это и есть вера ваша?”». Согласитесь, было бы чрезвычайно стыдно и обидно услышать такое. А, чего скрывать, очень часто различные бесчинства в храме во время богослужения и происходят: пустые, суетные разговоры, перезвон мобильных телефонов, шум, гам. Словно не в храме находишься ты, а на (прости, Господи!) базарной площади.
В «Херувимской песни» слышим мы следующие слова: «всякое ныне житейское отложим попечение». Однако мы желаем творить то, что Спаситель запрещал: «Не можете служить двум господам одновременно, ибо одного будете любить, а другого- ненавидеть» (Мф. 6; 24).
Преподобный Серафим Саровский писал: «Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека. Но жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришёл воврещи1 на землю сердца». В книге Притчей говорится: «хранящий уста свои, соблюдает душу свою» (Притч, 13;3) – то есть охранение ума от греховных мыслей и искушений в немалой степени зависит от умеренности в словах.
Многословие ведет к погибели, ибо оно упраздняет страх Божий. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Многолаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы»2.
В конце последования ко Святому Причащению есть важная пометка: «после Причащения да пребывает каждый в немногословии, дабы достойно сохранить в себе Христа принятого». Представить даже трудно, насколько тяжкий грех мы совершаем, тратя время вместо молитвы на праздные, пустые беседы. А потом сожалеем: драгоценное время было вновь потрачено на празднословие, страсть зело гибельную, как нас учат об этом Святые Отцы.
Желающим и далее заниматься упомянутыми непотребствами в храме (пустыми разговорами, перезвоном мобильного телефона) хочется задать лишь один вопрос: зачем вы пришли в храм? Помолиться, снять груз с души, груз забот, давящих вас ежеминутно или поболтать, словно на лавке у подъезда с пакетиком семечек в руках? Если помолиться, обрести покой душе своей, то отставьте «житейское попечение» и обратите сердца и мысли к Богу. Если поболтать,- то вам в храме делать нечего.
Имел место, увы, совеем отвратительный случай: когда, прямо во время отпевания, один из родственников усопшего, чуть отойдя подалее от гроба, начал вести беседу по мобильному телефону! Такое поведение, иначе как хамским не назовешь. И особую «тяжесть» придаёт то обстоятельство, что хамство и оскорбление были допущены по отношению к усопшему. О каком-либо воспитании в таких случаях говорить просто бессмысленно. Остается только жалеть, что у человека настолько слепа душа. «Есть слепота и глухота телесная- трудно переносить их, но духовная слепота и глухота гораздо ужаснее. Да избавит нас от этого Господь» (преп. Варсонофий Оптинский).
«Чем больше ум занят суетными делами, тем больше от него беды; чем больше ум занят молитвой, тем больше от него пользы»3.
По нашему поведению является истинная наша вера: «Не в том состоит вера, чтобы веровать только исповеданием, но нужно ещё являть праведные дела. Правая вера при порочной жизни не принесёт нам никакой пользы. Верующий должен быть виден не только по дару, но и по жизни» (святитель Иоанн Златоуст).
Дабы мы имели полное право именоваться христианами, нужно нам хранить любовь Христову, а можно это сделать, прибегнув к умеренности в разговорах и обузданию языка своего. «Люби лучше молчать, чем говорить, ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает» (преп. Исаия Отшельник).

Просмотров: 986