Слово в день памяти мучеников Фирса, Левкия и Каллиника (27 декабря 2015 г.)
Святые мученики Фирс, Левкий и Каллиник пострадали за Христа при императоре Декии (249 — 251) в Кесарии Вифинской. Святой Левкий, укоривший правителя Кумврикия за несправедливое преследование христиан, после истязаний был усечен мечом. Святой Фирс, приговоренный к жесточайшим пыткам и истязаниям, перенес их невредимо и Божиим изволением мирно скончался. Языческий жрец Каллиник, видя мужество и чудеса святого Фирса, уверовал во Христа и смело исповедал истинную веру, за что и был усечён мечом.
«»Много званных, но мало избранных». Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по-христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства, проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века — противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а, наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться»,- говорит святитель Феофан Затворник, поясняя сегодняшнее евангельское слово.
Мы слышим, что некий домовладелец приготовил роскошное пиршество для своих друзей. Но чем его друзья «вознаграждают» радушного хозяина? Отговорками, пустыми отговорками: «я купил земельный участок, мне нужно его осмотреть», «я купил пару волов, мне нужно их испытать в деле» и тому подобное. И почему сказано: «никто из тех званых не вкусит моего ужина», потому что те «хромые, увечные, слепые, нищие» оказались более благодарными, чем те, кому торжественный пир сей предназначался.
Отговариваются приглашенные то причиной «хозяйства», то причиной «женитьбы»: преподобный Максим Исповедник говорит: «Женщина означает сластолюбие, пара волов- любостяжание, а земля- чревобесие. Каждый человек, охваченный этими страстями, отпадает от Божиих обетований».
Бывшие «на дорогах и изгородях», как сказано в слове евангельском, суть язычники, которые позднее обратились к Свету Христовой веры, приняли благовестие о спасении, как, например, языческий жрец Каллиник- видя стойкость мучеников Фирса и Левкия, он отрекся от той тьмы диавольской, которой служил, принял веру Христову и принял мученическую кончину за имя Христово.
«Слепые, хромые и увечные»- это те, о коих Спаситель говорил: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Лк. 5:32). Те, кто от недугов своих получили исцеление, исцеление не только телесное, но и духовное, приняв Христа в сердце своё. Почему такой строго обличительный характер носит сия притча? В одной из проповедей о Божественной Литургии священномученик Серафим (Звездинский) говорил: «Никакая сила вражия не потушит лампады, зажжённой Лучом Божества. Сатана поднимал бури, воздвизал жесточайшую брань, заставлял бушевать волны страстей- всё это для того, чтобы потушить светлую лампаду, литургию Божественную,- но не удалось ему это и не удастся.
Други мои, берегите эту Божию лампаду, любите литургию Божественную, старайтесь насытиться из этого источника жизни. Считайте потерянным день, когда вы не будете слышать Литургию». В этих словах и заключён ответ- отговариваясь от неизъяснимо радостной и спасительной благодати богообщения, единения с Богом во время Литургии различными пустыми причинами и поводами суетными, мы сами в себе убиваем те благодатные дары Духа Святого, которые даны были нам в Таинстве Святого Крещения.
И суета, которая нами завладела,- вот корень страстей и погибели нашей. Патриарх Сербский Павел говорил: «Суета среди людей бесконечна. Не довольствуемся мы быть пальцем на руке, но демонстрируем себя, будто мы- голова. Суета- самое тяжкое несчастье. Услышит ли Бог наши молитвы и развеет ли Он ту тьму, что пала на всех нас, зависит от нас самих. Бог нас услышит, если и мы будем Его слушать».
Житием святых мучеников и их кончиною устроена Церковь Божия: «сперва должно быть основание, то есть вера: «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11;6). И потом на этом основании человек должен строить здание равномерно: камень послушания, камень терпения, камень воздержания. Так от всякой добродетели нужно класть в здание по одному камню и таким образом возводить его со всех сторон, вкладывая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и так далее. И при всём при том нужно позаботиться о мужестве, ибо они краеугольные камни, ими скрепляется здание и соединяется со стеною. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели» (преп. авва Дорофей). О кончине мучеников святитель Амвросий Медиоланский говорит: «смертью мучеников защищено благочестие, умножена вера, утверждена Церковь, победили мёртвые, побеждены гонители, и мы прославляем смерть тех, чья жизнь нам неизвестна, почему и царь Давид пророчески восклицал: “Дорога в очах Господних смерть святых Его” (Пс. 115;6). Этими словами он предпочитает смерть жизни. Сама смерть мучеников есть награда жизни. Сверх того, смертью разрушается ненависть и злоба неприятелей.
Смертью Спасителя спасаемся мы от смерти вечной. Ибо Христос мог не умирать, если бы захотел, но не благоволил избегать смерти, как будто слабый и всесильный, и не мог бы лучше избавить нас от погибели, нежели через Свою смерть. Итак, Его смерть есть жизнь всех. Смертью Его хранимся, осеняя себя крестным знамением, смерть Его возвещаем и проповедуем, когда молимся и приносим жертву, смерть Его есть победа, таинство и ежегодное празднество мира».
Ничто в мире не может доставить нам истинного счастья, и никто не может спасти нас. Спасти нас от погибели, паче же погибели духовной может только Господь: «Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой, и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе, только Бог может превратить страшную пустыню жизни в цветущий сад. Мы призваны в этой жизни быть носителями Святого Духа; в нас должна бы ликовать вечная жизнь, через край восторгом, любовью, творческим вдохновением должна сиять жизнь Божия в нас» (митрополит Антоний Сурожский). Но увы: мы заменяем истинную Жизнь жизнью «суррогатной», которая отравляет и убивает наш разум и нашу душу. Мученичество может быть и бескровным: наша борьба с «правителем века сего», с диаволом, с его кознями- вот наше бескровное мученичество. «Следовательно, и мы без пыток можем быть мучениками, если храним в душе истинное терпение» (святитель Григорий Двоеслов). «Предаваясь страстям и грехам, человек живет под действием “князя века сего” (сатаны) и готов поклониться ему, чтобы вместо блага получить «счастье». Диавол сказал Христу: “Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне” (Мф.4:9). Борьба с лукавым является крестом для человека, но через крест начинается дарение Бога в его сердце, божественная жизнь. Божественная жизнь не от мира сего. Эта жизнь и есть Царство Божие на земле» (архиепископ Сергий /Королёв/).