Слово в день памяти преподобного Антония Римлянина (16 августа 2015 г.)
Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году в знатной семье. Рано лишившись родителей, он раздал часть наследства, а другую вложил в бочку и пустил в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов.
Ввиду начавшихся гонений преподобному Антонию пришлось скитаться, пока не нашёл на берегу моря большой камень, на котором прожил год в посте и молитве. Разразившаяся буря сорвала камень и остановился камень в трёх верстах от Новгорода на берегу реки Волхов. На этом месте преподобный с благословения свт. Никиты Новгородского основал монастырь.
Подвижничество сочеталось в обители с трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам, вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. В 1131 святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Преставился ко Господу преподобный Антоний 3 августа 1147 года.
Преподобный Макарий Оптинский о монашеской жизни говорит: «Монашество есть образ смирения и до оного достигают множеством браней и искушений, на которые и надобно себя приготовлять, а Господь силен тебя укрепить».
«Должно всегда прощать тому, кто всегда раскаивается. Царством Небесным здесь называет Самого Себя, как Небесного Царя. Предлагает эту притчу, желая показать, что тот, кто не прощает согрешающего против него, лишает себя и милосердия Божия» (Евфимий Зигабен).
Слуга-должник, пав на колени, просит отсрочки в возврате долга, а царь прощает ему всё. «Обрати внимание на силу раскаяния и человеколюбие Господа. Раскаяние сделало то, что раб отпал от зла, а человеколюбие Божие совершенно простило долг. Знай, что Бог даёт даже больше, чем мы просим- столь велико человеколюбие Божие» (Евфимий Зигабен).
Но тут же мы видим бесчеловечие должника: он, встретив своего товарища, который должен был ему сущую мелочь, «душит его» и требует возврата долга (около 20 копеек).
Узнав об этом, царь призвав злодея, желая пристыдить его, напоминает, что и тому был прощён долг. Но сердце нечестивца, мы видим, не дрогнуло. Посему и отъята была милость царская от слуги того. Если не ты прощаешь обид другому, то и Господь не простит тебе тех грехов, которыми ты обижаешь Господа- вот урок нам из сегодняшнего евангельского слова.
Ибо, по слову апостола Павла, плод духовной жизни и составляет единение любви, мира, радости, долготерпения, кротости. Фома Аквинский писал: «наш долг- ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он- человек, способный на благо».
Ибо высшая радость- жизнь в Боге. «Спасение и погибель ваша в ближнем», — говорит преподобный Антоний Великий; тем самым ясно нам даётся понять, что как мы относимся к людям, так и они к нам относиться будут. Да, встречаться непременно тернии на сем пути будут: насмешки, осуждение, зависть и прочая мерзость житейская, но для жизни в Боге важно сохранить любовь. «Надо любить всякого человека, видя в нём образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя с холодностью отстранять от себя людей» (преподобный Никон Оптинский).
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Смотрите, какая любовь Божия великая к нам, непутевым, проявляется! И увы, немногие эту любовь принимают. «Потщимся паче всего возлюбить, ибо в его любви и любовь к Богу заключается» (преп. Макарий Оптинский). Ибо свет веры Христовой, всех просвещающий, есть свет любви Божией.
«Душа без Бога счастья не имеет,
Тоскует, плачет, мечется, болит.
И в жизни нет целебного елея,
Который эту душу исцелит.
Ей нужен Бог:
Лишь Он её отрада,
Ничто другое и никто другой.
Больной душе молиться Богу надо,
В Котором мир и радость, и покой» (Александр Барыкин).
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. 1: 5).