Слово в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев и иконы Божией Матери »Троеручица» (11 июля 2015 г.)
Сегодня Церковь совершает воспоминание сразу двух праздинчных дат: иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев.
Сегодняшние чтения говорят нам о спасительном единстве добродетели веры и послушания: ибо послушание- один из главных обетов, который дается при монашеском постриге.
Скажем кратко и сем образе: своё название «Троеручица» икона получила в воспоминание чудесного события, когда по молитве пред сим святым образом преподобный Иоанн Дамаскин получил исцеление отсеченной руки. Преподобный Иоанн служил писцом у дамасского калифа. Завистники написали донос на святого Иоанна, обвинив его в измене. В ярости калиф приказал отсечь святому правую руку. Получив отрубленную руку обратно (а её в устрашение другим повесили на центральной площади города), преподобный Иоанн всю ночь молился Пресвятой Богородице об исцелении. Наутро он увидел, что рука приросла на прежнее место. В благодарность святой Иоанн сделал из серебра копию отсеченной руки и приложил её к образу Божией Матери. С тех пор икона получила своё название- «Троеручица». В XIII веке святой образ находился в Сербии. Ныне икона пребывает на Святой Горе Афон в Хиландарском монастыре.
В толковании на слова евангельские, святой Феофилакт Боолгарский говорит: «Христос говорит, что она спит, потому что для Него, могущего воскресить её, смерть была не более как сон. Не дивись, что смеялись над Ним: этим они ещё более свидетельствуют о чуде- что Он действительно воскресил умершую. Если и тебе случится быть умерщвлену грехами, то и ты воскреснешь, когда Он возьмет тебя за руку при деятельности, изгнав из тебя толпу нечистых страстей и сует житейских».
А повествуя нам об исцелении кровоточивой, святой евангелист Матфей обращает наше внимание на следующую деталь: что женщина эта мучилась недугом более десяти лет. Она (об этом говорит св. апостол и евангелист Марк) всё состояние своё истратила на врачей, но так и не исцелилась. И только с верой прикоснувшись к ризе Господней, она исцелилась. Христос же говорит ей: «вера твоя спасла тебя».
Как говорит апостол Павел, кто сеет в дух, на почве духа, тот получит от духа жизнь вечную (Гал. 6;8): кто употребляет имение своё только для улучшения собственного благосостояния, тот не получит ничего, кроме тления. Тот же, кто своё земное стяжание употребляет на благо духовное, тот получит вечную жизнь.
Как же нам достичь спасения? Какие уроки мы можем извлечь из сегодняшних чтений? «В духовной жизни не так, как в быту- проглотил таблетку и лежи на диване, пока не подействует. Царствие Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают Его (Мф 11;12)» (архимандрит Ефрем Святогорец). Святитель Филарет московский говорит: «Употребляй все усилия проложить себе прямой путь к вожделенному твоему Спасителю, простирай к Нему то крепкие вопли покаяния, то тихие воздыхания молитвы, то пламенные желания любви. Подвизайся, елико можешь, достигнуть хоть края его риз; Он не умедлит и в них открыть для тебя ток живоносной силы Своей». «Дерзай, вера твоя спасе тя!» (Мф. 9;22).