Слово в день памяти Собора Радонежских святых (19 июля 2015 г.)
В сегодняшний воскресный день мы совершаем память собора Радонежских святых. Основой его можно смело назвать преподобных Кирилла и Марию, родителей преподобного Сергия Радонежского.
О монашеской жизни преподобный Нил Сорский писал: «Вся полнота делания в жительстве нашем заключается в том, чтобы всегда, во всех делах, во всяком начинании, душою и телом, словом и делом и помышлением, сколь в нас есть силы, пребывать в деле Божием, с Богом и в Боге».
Великого князя Ивана Калиту нарекли «собирателем земли Русской». Так же можно назвать «собирателями земли Русской» всех великих святых угодников Руси: собор преподобных Старцев Оптннских, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский. На протяжении всего исторического пути России, в самые трудные моменты спасала страну Церковь.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». Эти слова в полной мере сбылись в жизни преподобного Сергия, ибо, желая спасения, к нему устремились сотни человек. «Монах уходит из мира не потому, что он разочаровался или боится его. Уходя из мира, он не отвергает человеческую личность, а отвергает нездоровый дух мирской жизни. Монах сам выбирает путь смирения и радуется такой жизни» (архимандрит Ефрем Святогорец).
Из духовной колыбели, коей по праву можно назвать основанную преподобным Сергием Троицкую обитель, выросли великие угодники Божии, являющиеся настоящим светом для людей: преподобный Савва Сторожевский, преподобный Афанасий (основатель Высоцкого монастыря в гор. Серпухов), преп. Роман Киржачский, преподобные Андроник и Савва, основатели монастыря во имя Всемилостивого Спаса в Москве (насельником которого был преподобный Андрей Рублёв, иконописец), преподобный Пахомий Нерехтский.
Монахи суть особо ревностные христиане, взявшие на себя Крест Христов: «взять на себя Крест Христов- это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собою, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Крест- это вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые» (архимандрит Иоанн /Крестьянкин/).
«Всякое житейское отложим попечение»- говорится в Херувимской песни. Монашество есть великое духовное подспорье всем мирянам, которым житейские дела сложно отстранить. «Свет мирянам иноки, свет инокам- Ангелы»,- говорит преподобный Иоанн Лествичник. Монах- это ходатай ко Господу за весь мир, ибо молитва монашеская непрестанно изливается, денно и нощно.
О монашестве священномученик Иларион, архиепископ Верейский говорил: «Господь, говоря Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» говорил это не для монахов, но для всех людей. Этим доказывается единство идеала Христова. Равно все христиане могут восходить на все ступени нравственного совершенства. Монашеские обеты, будучи по моральному содержанию, общехристианскими, являются повторением данных при крещении обетов».
Патриарх Сербский Павел говорил: «Господь попускает искушения и бедствия, но и дает силы их превозмочь. Все ради поучения: с достоинством принять на себя тяготы, что нас постигают, так, как это делали и святые предки наши».