Слово в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского (13 августа 2016 года)
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский (в миру Василий), родился в 1873 году на Нименском погосте Каргопольского уезда, ныне Архангельской области, в семье священника Павла и Марии Казанских. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Полюбив чтение житий святых, отрок восхищался их духовными подвигами, сожалея о том, что в современном ему мире он лишен возможности пострадать за веру православную.
Интерес Василия Казанского к душеполезным книгам и усердие в изучении церковной грамоты предопределили выбор жизненного пути: после окончания Петрозаводской Духовной Семинарии юноша поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1895 году он принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен во иеродиакона, а в следующем году — во иеромонаха. В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, назначен ректором Самарской, а через три года — Санкт-Петербургской Семинарии.
Священник по призванию, архимандрит Вениамин вскоре был возведен на более высокую ступень пастырского служения: 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Святительский сан Владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Его часто видели в самых отдаленных и бедных кварталах столицы, куда он спешил по первому зову, словно приходской священник, в простой рясе, без внешних отличий епископского сана, и где крестил ребенка или напутствовал умирающего. Немало труда приложил он к спасению падших женщин, выступая с проповедями в «Обществе Пресвятой Богородицы». Воздействие его наставлений было велико и многие заблудшие раскаялись в греховной жизни.
Он всегда находил путь к сердцам простых людей, за что был искренне любим паствой, называвшей его «наш батюшка Вениамин». Евангельская простота святителя, отзывчивость, сердечность, доступность в сочетании с открытым лицом, тихим, проникновенным голосом и всё освещавшей улыбкой, располагали к нему даже иноверцев.
29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек.
Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, благостным, убеждающим в невиновности других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за всё».
5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны на окраине Петрограда.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). Такие слова мы слышим сегодня за Божественной Литургией. Преподобный Макарий Оптинский наставляет нас: «Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Видишь, чему более повелевает Господь научатися – смирению и кротости, которые только могут нас успокоить, но наука эта не от одного раза и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощью Божией». Смиренное перенесение скорбей, или, по слову Господа Иисуса Христа, «несение креста»- вот путь, ведущий к спасительной награде: вечной, блаженной жизни в Царствии Небесном.
В сегодняшнем апостольском слове мы слышим: «любовь есть исполнение закона» (Рим. 5:10). Любовь апостол Павел называет основанием духовной жизни, ибо все скорби, которые с нами происходят, в значительной степени являются нашей виной, потому что мы не хотим смирить себя, отторгаем от себя помощь Божию, которая и есть истинный покой: «Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих» (свт. Николай Сербский).
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, память которого мы ныне совершаем, взял на себя нелёгкий и в тоже время спасительный крест в чрезвычайно тяжёлое для России время: несколькими годами ранее, в 1918 году, был зверски замучен митрополит Киевский Владимир. Для каждого христианина примером должны стать последнеие слова на судебном процессе, сказанные митрополитом Вениамином: «Я возложу на себя крестное знамение и скажу: “Слава Тебе, Господи Боже, за всё!”». Иллюстрацией этих слов служат слова афонского старца Иосифа Ватопедского: «Вера- источник мужества, как и мужество укрепляет её в свою очередь». Преподобный Алексий Зосимовский говорит: «Скорби- это ладья, на которой мы плывем в Небесное наше Отечество».
Вера, любовь, терпение и мужество- вот что должно обитать в наших сердцах. А сие невозможно без помощи Божией: «Господь часто, очень часто закрывает от людей двери счастья призрачного, в то время как врата в истинное счастье Он всегда держит открытыми для всех, кто только пожелает войти» (святитель Николай Сербский). Нам же стоит только со словами: «Слава Тебе Господи Боже, за всё! Да будет на всё святая воля Твоя!» войти во врата сии, ведущие в Царствие Небесное.