12.01.2018

Слово в день памяти святого пророка Божия Илии (2 августа 2015 года)

   Пророк Илия родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы.
   Пророческое служение Илии пришлось на годы царствования нечестивого царя Ахава, насаждавшего в Израиле культ Ваала. По повелению Божию Илия пришёл к царю и предсказал, что если царь вместе с народом не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не внял словам Илии, и вскоре в стране произошла засуха, которая привела к большому голоду.
   Во время голода Илия жил в пустыне, куда вороны приносили ему пищу и более двух лет жил у одной вдовы городе Сарепте.
   Через три с половиной года Илия вновь обратился к народу израильскому, сказав им, что все беды оттого, что народ забыл истинного Бога. По предсказанию Илии были сооружены два жертвенника- один Ваалу, а другой- Богу и принесены были жертвы. Илия сказал: «на чей жертвенник огонь снизойдет, тот и есть истинный Бог». Жрецы Вааловы, сколь ни кричали, сколь ни старались, но так ничего и не дождались. А на жертвенник Господень, по молитве Илии, сошёл огонь и попалил как дрова, так и жертву и даже камни жертвенника. После этого народ вновь уверовал в Истинного Бога.
    За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят живым на небо. Свидетелем сего чуда был пророк Елисей. Затем он явился, по преданию, в Преображении Господнем вместе с пророком Моисеем и предстал пред Христом, беседуя с Ним на горе Фавор.
    В сегодняшнем апостольском чтении мы слышим: «В пример долготерпения возьмите братия, пророков, говоривших именем Господним». Здесь продолжаются поучения христианам о безропотном и терпеливом перенесении скорбей. Для подкрепления своих наставлений апостол Иаков и ссылается на ветхозаветных пророков. В качестве ещё одного примера апостол вспоминает  жизнь праведного Иова.
   И прибавлены слова: «ибо Господь весьма милосерд и сострадателен»[1] для исполнения человека надеждой и укрепления веры в милосердие Божие.
   Апостол также предостерегает от чрезмерных клятв, ибо «Ветхий Закон повелевал клясться Богом, чтобы отвратить народ от клятвы идолами, подобно тому, как повелел он им приносить жертвы Богу. Клясться Богом апостол запрещает во избежание клятвопреступления, а небом и прочими предметами- для того, чтобы не усвоить им чести Божеской, ибо все клянутся высшим» (блж. Феофилакт Болгарский).
    Христос, уча народ в синагоге, напоминает им о жизни пророка Илии, говоря: «никакой пророк не принимается в своём отечестве», показывает людям, что не все готовы принять Слово Божие. Святитель Филарет Московский говорит: «Подлинно Бог везде может беседовать с верующим; везде может дать узреть Себя чистому сердцем. Ход Илии был в мире, но от мира к Богу; во плоти к духу; по земле, но от земли к небу».
    «Щедрый стяжатель даров духовных, не отказавший Елисею в недовольно скромном домогательстве иметь вдвое более тебя! Не откажи и нам дерзновенно просящим: ходатайствуй пред Богом твоим и нашим о усугублении благодати и празднующим день твой вместе с тобою молитвою и воздержанием, или, с препитавшею тебя вдовицею, делами человеколюбия и милосердия. Но и на тех, которые не постигают ещё высоты и чистоты твоего праздника, низведи от благопослушливого тебе неба не огнь гнева пожирающий, но свет благодати просвещающий, да да и сии наконец путём истины и правды придут в гору Божию святую и вселятся в ней во веки. Аминь!».

[1] Цит. по: А.П. Лопухин. «Толковая Библия» в 12-ти тт.

Просмотров: 596