Слово в день памяти святого равноапостольного князя Владимира (28 июля 2015 г.)
День памяти святого князя Владимира- несомненно, поворотная дата в истории Руси. В 980 году Владимир стал единоличным правителем страны.
В летописи имеется повествование о так называемом «выборе вер»: князь Владимир принимал у себя представителей ислама, католицизма и православия. Одной из главных причин принятия христианства был кризис язычества. К этому прибавились международная обстановка и развитие государственной системы- «одно государство, одна вера».
Как говорил в проповеди покойный митрополит Киевский Владимир, «святая вера изменила Владимира, помогла ему услышать слово Господне, сказанное пророком Даниилом и по этому слову устроить свою жизнь: “Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным”». Настоящим христианином будет тот, кто к знанию о вере, о Боге, о Церкви присовокупляет церковный опыт, истинно христианскую жизнь.
«Почему наречен святой Владимир равноапостольным? Он обратился к свету веры Христовой, крестился сам, крестил киевлян и послал крестить в другие города и области своего княжества»,- говорит святитель Иоанн Шанхайский. «Свет Христов просвещает всех!»- возглашает Церковь в дни Великого поста. И это в полной мере отразилось в жизни князя: из жестокого язычника он сделался настолько добросердечным, что не желал применять к преступникам смертную казнь, но всё же делал это только лишь в самых крайних случаях. Для всего народа он стал любящим, заботливым, отцом.
В Крещении Руси по слову святителя Николая Сербского «был заложен краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута палата русской веры, русской нации, государства, культуры. Князь Владимир первый с народом русским прилепился к Царствию небесному. И до него прилеплялись отдельные личности к Небесному Царству- его бабка Ольга, киевские мученик Феодор и Иоанн. Но Владимир первый пошёл путём Креста со всем народом своим».
«Пойти путём Креста- значит поставить крест на своём дурном прошлом, на тряпье старых привычек» (святитель Николай Сербский).
В сегодняшнем евангельском чтении ключевым моментом является последняя фраза: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасется, и войдёт, и выйдет, и пажить обрящет». Евфимий Зигабен пишет в толковании на сии евангельские слова: «Если кто будет ходить по заповедям Моим- спасётся, потому что он войдёт в горние обители».
С момента Крещения Руси начинается христианская жизнь. О ней Валаамский старец, игумен Харитон (Дунаев) говорил: «Истинная жизнь человека- в общении с Богом. Быть причастником этой жизни вечной можно только через уподобление Богу, отсюда необходимость добрых дел, то есть духовно-нравственного возрастания, но это уподобление придёт только тогда, когда Бог придёт к человеку, а человек узнает и примет Его. Необходима, следовательно, благодатная помощь Божия и вера во Христа Бога, которая делает возможным совершение спасения».
Принять Господа, стяжать благодатную помощь Божию и спасение душам – о сем и будем молить мы святого князя Владимира!