12.01.2018

Слово в день памяти святой великомученицы Варвары (17 декабря 2015 года)

    Отец св. Варвары был богатым язычником. Он мечтал о выгодном замужестве для дочери, построил особую башню, в которой св. Варвара была заточена, чтобы ограждена она была от общения с христианами.
    Но Божиим Промыслом было устроено так, что во время одной из прогулок она познакомилась с местными христианками (родиной св. великомученицы был город  Илиополь- это территория сегодняшней Сирии).
    При доме св. Варвары, по повелению отца её, строилась башня, и Варвара упросила строителей сделать три окна. Когда Диоскор, отец святой великомученицы, спросил, зачем это было сделано, Варвара ответила: «У Неприступного, Неизреченного Света, Троичного, Три Окна» (разумея Три Лица Пресвятой Троицы). Узнав, что дочь стала христианкой, Диоскор пришёл в ярость, с побоями привел дочь к градоправителю и сказал: «Я отрекаюсь от неё, как и она отвергла богов моих». Варвару долго уговаривал градоправитель вновь обратиться к язычеству, но тщетно. После страшных мучений св. Варвару обезглавили. У жестокого отца не дрогнула рука стать палачом собственной дочери. Вскоре и градоправителя, и безжалостного отца поразила молния и превратила их в пепел. Ныне мощи святой Варвары почивают в кафедральном соборе святого Владимира в Киеве.
    В читанном сегодня евангельском слове слышим мы повествование об исцелении кровоточивой женщины. Она страдала от недуга своего более десяти лет, много раз обращалась к врачам, но безрезультатно. И только прикоснувшись к ризе Христовой, она получила исцеление. На что Спаситель ответил ей: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова».
    Телесные недуги намного менее страшные, нежели духовные. Отчего все беды в жизни происходят? Оттого, что человек отвергает Бога. «отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним есть Бог»,- говорит преподобный Амвросий Оптинский. Подобный духовный вакуум и проявляется в словах Спасителя о «широком пути». Об этом пути преподобный Ефрем Сирин наставляет нас: «На широком пути находится следующее: злоумие, искушения, чревоугодие, непотребство, гнев, непостоянство и подобное тому. За ними следуют неверие, неповиновение, неподчиненность. Последнее же из всех зол есть отчаяние. Кто предан сему, тот заблудился с пути истины, и сам себе готовит погибель свою. А на пути узком и тесном: любовь, терпение, радость, мир, смиренномудрие и тому подобное. За ними следует вечная жизнь». Сии слова в известной степени являются толкованием на притчу Спасителя о злых виноградарях: зависть и корысть приводят в итоге к страшному преступлению- убийству. Святитель Феофан Затворник говорит: «притча изображает ветхозаветную церковь, делатели- это тогдашняя иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то свершился приговор над нею: взять у ней виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала святые Апостолы, потом их преемники- архиереи со всем священством. Виноградник Божий, один от начала мира, и назначение делателей одно было, есть и будет до скончания века- приносить Господину плод- спасенные души».
   Последние слова, сказанные Спасителем, не менее значимы: «всякий, кто упадет на тот камень, разобьётся, а на кого он упадет, того раздавит»- камень же этот есть Слово Божие, а «пострадавшие» суть язычники, не принявшие благовестия и народ иудейский, осудивший Христа на распятие.
    Ибо, как мы видим в житии святой великомученицы Варвары, «камень, который сделался главой угла», разбил и тьму языческого неверия, и самих гонителей- вспомним страшный конец и палача Диоскора, и градоправителя Мартиниана.
    Что в наши души заложено, такой плод мы и принесем Господу: «если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно. Жизнь коротка, а вечность бесконечна, и какой она, эта вечность будет для нас, если мы во главу угла ставим не Закон Божий, но удобства жизни?» (архимандрит Иоанн /Крестьянкин/).
   Выбор за нами. « “Встань, иди; вера твоя спасла тебя”,- слышим мы в сегодняшнем евангельском чтении слова Спасителя. Слова тем более удивительные, что они обращены к грешному человеку и что они ещё при жизни его свидетельствуют о его спасении. Спасение человека совершилось. И только одно слово открывает нам причину совершившегося. Вера!» (архимандрит Иоанн /Крестьянкин/).
   В знаменитом фильме «Доживем до понедельника» есть такой эпизод: во время урока истории, на котором изучалась биография лейтенанта Шмидта, один из учеников, закончив отвечать на вопрос, добавил: «А что про него говорить ещё? Про него всего пятнадцать строчек в учебнике написано».
На что учитель Илья Семенович Мельников (роль его блестяще исполнил Вячеслав Васильевич Тихонов) ответил: «Да. Пятнадцать строчек. А от большинства людей остается лишь тире между двумя датами».
   Так вот, что после нас останется, зависит от нас. От нашего духовного разума.   

Просмотров: 660