12.01.2018

Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля 2015 г.)

   В день сей Церковь чтит память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
   «Во всю землю изыде вещание их и во все концы вселенныя глаголы их!»- воспевает торжественно Церковь Христова. Но почему же именно Петра и Павла Церковь именует «первоверховными апостолами»? Дело в том, что они оба сугубо потрудились в проповеди веры Христовой. Ангел, по Воскресении Христовом, говорит женам – мироносицам: «Объявите ученикам и Петру»,- дабы уверить его, что Господь не отринул его, невзирая на то, что Пётр трижды отрекся от Господа, поэтому Ангел и присовокупил и Петру, дабы не смутился Пётр той мыслью, будто он не удостоен и слова, как отрёкшийся, и потому недостоин быть в числе учеников» (блж. Феофилакт Болгарский. «Толкование на Евангелие от Марка»).
  В жизни святых апостолов виден чудесный Промысл Божий: преображение гонителя в преданного апостола и прощение отрёкшегося ученика.
  В Послании к Галатам апостол Павел говорит: «Я ношу язвы Господа Иисуса Христа на теле моем». И в этих словах- суть апостольского служения, да и всей жизни христианской. Петра Христос Христос призывает вопросом: «За кого вы почитаете Меня?» и после ответа: «Ты- Христос, Сын Бога живого» сердце Петра уже обращено ко Господу Иисусу Христу. «Ты- Петр, и на сем камне Я созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её». Камнем здесь именуется исповедание веры, произнесенное Петром.
   После Воскресения Господь Сам явился  Петру и другим апостолам на море Тивериадском и со словами: «Симон Ионин, любишь ли Меня больше, нежели они? Паси агнцев Моих» изгладил его троекратное отречение.
   Но почему призвание апостола Павла произошло столь чудесным образом? До своего призвания Савл был ярым гонителем. «Его надо было в корне изменить, поразить таким страшным событием, которое изменило бы полностью его душу. И Павел внезапно стал другим человеком, всё оставил, всё забыл. Он говорил уже только: “Уже не я живу, но живёт во мне Христос”» (свт. Лука, архиеп. Крымский).
   О проповеди апостольской святитель Филарет Московский говорит: «посмотрите, как сии, без войска, без оружия всемирные завоеватели, делят между собой народы», то есть одним лишь словом привлекая к себе людей.
  «Не может укрыться город, стоящий на верху горы»,- говорит Спаситель. «Град на вверху горы означает здесь душу возвышенную, наполненную и украшенную добродетелями, подобно как в других случаях Слово Божие душу боголюбивую называет обителью Божией или домом Божиим» (святитель Филарет Московский).
    Но как стать последователем апостолов? Святитель Филарет Московский об этом говорит так: «Если не можешь оставить имения,- отвергни скупость и любостяжание. Если не можешь возлюбить поношение- отвергни любочестие. Иначе какой ты ученик апостолов?».
   «Святые апостолы Пётр и Павел были точными исполнителями по особенной любви к Богу. Чистота направления и непорочность жизни соделала их способными уверовать в Искупителя и быть Его апостолами» (свт. Игнатий /Брянчанинов/).

Просмотров: 632