Слово в день празднования Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа 2015 г.)
Празднество Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, совершаемое сегодня Церковью, имеет следующую историю: по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения ест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и до дня Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения.
В Русской Церкви празднество сие соединилось с воспоминанием Крещения Руси. В этот день совершается водосвятие и освящение мёда. «Если будем прибегать ко Господу, то Он посетит нас, войдёт в наше сердце, защитит нас, покроет от всяких искушений, будет для нас столпом крепким от лица вражия и приведет нас незаблудно к крайнему пределу наших желаний и стремлений, к вечному блаженству, в Царство Небесное» (преподобный Никон Оптинский).
«В терпении вашем стяжите души ваши»,- говорится в Евангелии. А что иное, как не смиренное перенесение скорбей, или же, иначе говоря, несение Креста своего, есть терпение? Апостол Павел не случайно замечает, что слово о кресте для погибающих юродство есть: «погибающие» суть те, слепота духовная коих достигла угрожающих размеров; о них сказано: «слепые вожди слепых, и если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15;14). «Свет Христов просвещает всех!»- возглашает Церковь в дни Великого Поста. Свет этот дарован нам не только Словом Христовым, но и Крестом Его. Ибо в том, в чём мир видит безумие, есть истинный разум- «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1;21). Ибо «так устроено Господом Богом, пекущимся о душевное спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел крест, который и должен он с детскою покорностью ко Отцу Небесному нести, взывая: Отче наш! Да будет во всём святая воля Твоя, точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего» (преподобный Антоний Оптинский).
Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «так как мир не хотел познать Бога посредством сей премудрости, то Он научил мнимым безумием проповеди, не чрез суждения, а чрез веру. Где премудрость Божия, там нет нужды в человеческой. Апостолы шли не с мудростью, но с верою и явились мудрее и выше внешних мудрецов».
По слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «Крест Христов – великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых.
Животворящее Древо Крестное- Крест Христов- взращено посреди земли Божией любовью к людям, чтобы погибельный крест- от древа познания добра и зла, взятый на себя непослушанием Богу,- претворить в спасительный Крест, вновь отверзающий райские двери.
Христос Спаситель наш грехи Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет. 2;24)».
И посему Крест Христов, «Крест-Хранитель всея вселенныя», как величает Его Церковь, мы должны держать во уме своём постоянно, молитвенно взывая: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла».