12.01.2018

Слово в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября 2015 г.)

   Сегодня Церковь совершает празднование Усекновения главы Иоанна Предтечи. Почему же столь ужасное и печальное событие именуется праздником?  По слову митрополита Илариона (Алфеева), «церковь празднует жизнь великого святого- Предтечи Господня. Ибо Иоанн Креститель был человеком, которого Сам Бог послал для того, чтобы приготовить народ израильский к встрече со Спасителем. Иоанн Креститель был человеком, который первый произнес слова, впоследствии многократно повторенные Господом: “покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!”. Он всю свою жизнь без остатка отдал Богу. И Церковь прославляет его как последнего из пророков и первого из апостолов».
   Праздничный день сей именуют «праздником трезвения»- в сей праздник установлен строгий пост как выражение скорби христиан о смерти великого пророка.
   Как пишет блаженный Феофилакт Болгарский, «услышав о Христе, Ирод осознал, что без причины убил праведного Иоанна. Ирод начал думать, что Христос есть Иоанн Предтеча, воскресший из мертвых и по воскресении получивший дар чудотворения. Но другие о Христе говорили: «Это Илия!», потому что Он обличал многих, когда говорил: «О, род неверный!». А Ирод боялся. Так жалок был этот человек, что боялся мертвого».
   Скорби день сей не только потому что случилась сегодня кончина святого Пророка и Крестителя господня Иоанна. Но и потому, что, как мы видим, торжествует зло и веселится страсть: преподобный Иустин (Попович) говорит о сегодняшнем празднике, что это — «малая Великая Пятница, ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных рожденных женами – святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшнего святого праздника люди убили наибольшего из людей».
    Уместно вспомнить притчу о злых виноградарях: они, не желая отдавать хозяину плоды, посылаемых рабов и слуг били и убивали. Подобное событие происходит и сегодня: посланный к народу, дабы направить его на путь ко спасению, на встречу со Христом, Спасителем, Которого все ждали, Предтеча Господень Иоанн предается на смерть.
   «Смотри, безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он мешает им? Правда Божия мешает, и истина Божия мешает беззаконникам, убогим грешникам, всем, одурманенными разными страстями» (преподобный Иустин /Попович/).
   «Люди более возлюбили тьму, нежели свет» — вот объяснение того события, воспоминаемого нами сегодня и чтимое и как праздник, и как скорбное событие.

   Как говорит архимандрит Алипий (Воронов) в проповеди на сегодняшний праздничный день, «Саломея шла по реке, лёд проломился, она ногами своими плясала подо льдом, а голову её отрезала льдина. Эту отрезанную голову и принесли матери её, Иродиаде. Иродиада таила злобу на пророка Божия, и желая погубить его, оказала влияние на Ирода, чтобы тот заключил Иоанн Предтечу в темницу».
   Власть порока над человеком- вот что самое губительно для души может быть. Истинная сила проявляется лишь тогда, когда человек способен, что называется, до победного конца бороться со своими страстями, с соблазнами, с грехами.
   «Победа над собой- самая трудная из всех побед по причине силы врага, ибо я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается только с окончанием жизни» (архимандрит Иоанн /Крестьянкин/).
   Как строить духовную жизнь? Святитель Филарет Московский даёт следующее наставление: «поспешайте извергать из души не разродившуюся ещё нечистоту, чтобы она, раскрывшись, не посмрадила всего вашего существа. Поспешайте полоть едва возникающие из земли сердца плевелы, чтобы они, возросши, не подавили пшеницы».
   «Вы – соль земли»,- говорит Спаситель. Солью, сдабривающей человека, именуются здесь вера и дела добродетели, которые ведут его к стяжанию милости пред Господом, «завоевания Царства Небесного», по слову преподобного Варсонофия Оптинского.
   Святитель Кирилл Александрийский говорит: «Солью Он называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово. Будучи посеяно в душах наших, оно вселяет в нас слово мудрости, которое из-за своего вкуса и приятности сравнивается с солью. Ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и всякая душа и безумна, и не здорова, и неугодна Богу».
   А рассудительность и есть тот барьер, который преподается Господом для сохранения от той погибели, о которой святой Псалмопевец говорит: «Смерть грешника люта» (Пс. 33). Ибо по слову Афонского старца Симеона, «малейшее отклонение от Бога- это отказ от Него, и это мгновение мы живем этим отказом- духовной смертью. Если покинешь Христа, встретишь страдания; если вернешься во Христа, найдешь спасение».
   Только со Христом можно достичь покоя. «Ни в одной вещи мира сего сего нет покоя, в Одном только Господе Боге- вечный покой. Возлюби Единого Бога всем сердцем- да обрящешь вечный покой и тихое пристанище души своей» (святитель Димитрий Ростовский).   

Просмотров: 1016