Слово в день воспоминания обретения мощей святителя Димитрия Ростовского (4октября 2015 г.)
В сегодняшний воскресный день Церковь совершает память обретения мощей святителя Димитрия Ростовского.
Родился свт. Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) в декабре 1651 года недалеко от Киева. В 1668 году он был пострижен в монашество с именем Димитрий. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) в 1675 году рукоположил Димитрия во иеромонахи. В течение нескольких лет подвизался иеромонах Димитрий в монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. В 1684 году он был вызван в Киево-Печерскую Лавру. По поручению настоятеля Лавры иеромонах Димитрий занимается составлением Четьих-Миней (Житий святых) за весь год. Не один десяток лет отнял этот великий труд.
В марте 1702 года архимандрит Димитрий был возведен в сан митрополита Ростовского. Как и прежде, он продолжал усердные труды по укреплению единства Русской Православной Церкви.
Обретение мощей произошло 21 сентября 1752 года при ремонте соборной церкви монастыря. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений.
В его трудах и проповедях содержится неисчерпаемый кладезь духовной силы.
В читанном сегодня 2 Послании святого апостола Павла к Коринфянам мы слышим: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Как говорит проф. Александр Лопухин, «апостол имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе. Чрез неё мы, слабые люди, возбуждаем во многих благодарные чувства по отношению к Богу и, таким образом, содействуем Его славе». Как говорит свт. Лука (Войно-Ясенецкий), «всё добро, что мы делаем для нищих, для несчастных братий наших, принимает Он как делаемое для Него Самого».
«Я есмь дверь: Мною если кто внидет, тот спасется, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт»,- слышим мы в сегодняшнем евангельском чтении. Спаситель дает понять, что только имея веру можно спасти себя, спасти душу свою, тот образ и подобие Божие, по которому люди были сотворены и который очернили своими грехами.
Почему же Христос не говорит иудеям прямо, что Он и есть Христос, Которого ждали? И мы слышим ответ, который всё ставит на свои места: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне», то есть иудеи, прежде всего, начальники и книжники, если бы поняли всё сказанное, то обрели бы веру. Но ничего этого не происходит: «дивился же неверию их»- такие строки, описывающие состояние иудеев встречаем мы в Евангелии. И не напрасны слова Христа о «малом стаде»: число верующих невелико, но вера их послужит им во спасение.
Усерден и тепл будь всегда к Богу- да будешь причастником Жизни Вечной»,- говорит святитель Димитрий Ростовский. Теплота в душе, в сердце рождается от веры, от надежды на Бога, от любви к Богу. Дела, которые мы творим в жизни сей суть семена на духовной ниве, которая произрастает в Царствии Божием. А то усердие, с которым мы трудимся на ниве сей нам впоследствии будет «приговором»: либо вечное блаженство в Царстве Небесном, либо вечное осуждение во «тьме кромешной». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Дух Божий хранить надо, а это- радость, мир, любовь, воздержание и прочее- в Боге и по Богу. Только это не сгорит в последнем огне и будет свидетельствовать о нашем сердечном выборе. Вот наше оружие- любовь к Богу и Церкви».
«Разум, уклоняющийся от истины, неправ и Богу неприятен. Находящийся в таком разуме впадает в злолукавые действия, подпадает под власть отца лжи- беса- и уклоняется в разные ереси. А кто ищет истинного и правого разума, тот взыскует Господа и обретает Его, ибо никто нигде не может обрести Его, как только в истинном и правом разуме. Правый и истинный разум не может быть удобно углублён в душу без великого и долговременного труда и подвига» (свт. Димитрий Ростовский).
Ум человеческий ничем иным не просвещается как светом Божественной благодати. «Если кто и всю мудрость мира сего усвоит, но ума своего не очистит, не просветится душою, тот не может соединиться с Богом», — говорит святитель Димитрий Ростовский.
Спасение души стяжать нельзя иным способом, как не чрез терпеливое перенесение скорбей и несение трудов. «Не закапывай данного тебе таланта в землю лености и нечувствия, но старайся, трезвись, бодрствуй- непрестанно прилагай огнь к огню, теплоту к теплоте, чтобы усугубить его, дабы умножив данное тебе, мог ты с дерзновением сказать: “Се, Господи, я приобрел другие пять талантов” и услышать от Господа пресладкий глас: “Благий раб и верный, ты был верен в малом, поставлю тебя над многим; войди в радость Господа своего” » (свт. Димитрий Ростовский).