12.01.2018

Слово в день воспоминания обретения мощей святого благоверного князя Александра Невского и день обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского (12 сентября 2015 г.)

    Сегодня совершаем мы память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского и обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского.
    Время правления святого князя Александра Невского было тяжёлым для Руси: с востока надвигались монгольские полчища, с запада- крестоносцы. После молитвы в храме святой Софии архиепископ Спиридон благословил князя и его войско на битву. Со словами: «Не в силе Бог, а в правде!» великий князь повёл войска в бой. Битва окончилась разгромом шведских  войск. Много сил ушло и на налаживание отношений с ордынскими ханами: четырежды святой князь Александр ездил в Орду. Четвертая поездка стала для него последней. Перед кончиной святой князь успел принять постриг в схиму с именем Алексий. Митрополит Кирилл, духовный отец великого князя произнес: «Зашло солнце Земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Перенесение мощей святого князя случилось в 1721 году после окончания Северной войны. В 1724 году мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и поныне.
   Святой князь Даниил Московский родился в 1261году и был четвертым святого великого князя Александра Невского. Правление святого князя Даниила было спокойным: росла и крепла держава, и сам он не покушался никому наносить ущерба. За Москвой-рекой был основан монастырь, который стал называться по его имени Даниловским. В сей обители князь принял иноческое пострижение. Приняв перед кончиной схиму, святой князь мирно отошёл ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными.
   «По плодам их узнаете их» (Мф. 7;16). Как говорит блаженный Феофилакт Болгарский, «от своего плода узнаются то есть по делам и жизни». Святитель Игнатий /Брянчанинов/ преподает следующее наставление: «Плод духовный,- сказал апостол,- есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Учение истинное, богоугодное, имеет непременно своим последствием плод духовный, изображенный апостолом». Ибо «чувство любви ко Господу приходит по мере исполнения заповедей Его» (преподобный Никон Оптинский). И святой Александр Невский, и святой Даниил Московский души положили «за други своя», за народ русский, исполнив заповеди Христовы о том, что «нет больше любви той, кто душу положит за други своя» и, по слову Господа: «заповедь новую даю вам : да любите друг друга» прожили жизни свои.
   По слову преподобного Исаака Сирина, «пока не обретем любви, в делании нашем нет никакой пользы». Пример святых благоверных князей бля нас есть показатель того, к какому идеалу любви должно стремиться. «Любовь к Богу основывается на любви к ближнему», говорит святитель Игнатий /Брянчанинов/.
    Любовь свою к Богу и ближнему святые князья явили делом- защищая Отчизну от иноземных завоевателей и соблюдая мир в государстве. «Для спасения недостаточно проповедовать Царство Божие, но и надлежит поступать достойно Царства» (блаженный Феодорит Киррский). Что нужно для стяжания Царства Божия? Вера и любовь, поскольку невозможно одно без другого.
   «Всё своё упование, всё сокровище, всё богатство своё имей в Боге; всю славу и наслаждение своё в Нем полагай. Это одно не обольстительно и не тщетно. Это одно пребудет в будущей Вечной Жизни с тобою, и ты получишь благую часть, которая не отнимется от тебя вовеки (Лк 10;42)» (святитель Димитрий Ростовский).
    А насколько высока цена любви? «Любовь не только более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений» (преподобный Антоний Оптинский).
   Невозможно стяжать никакой добродетели для души своей, если не будет любви. Преподобный Феодор Едесский: «Любовь справедливо названа матерью добродетелей, главою закона и пророков». Потому что на любви зиждется более всего и служение Господу. «Любовь есть источник Божественного огня в сердце» (преподобный Иоанн Лествичник).
   Божия любовь к человеку безгранична. От человека требуется только ответить взаимной любовью ко Господу. «А без любви к ближнему трудно спастись. Да и всё-таки придется взяться за эту добродетель, а то и вовсе не спасемся» (преподобный Анатолий Оптинский /Старший/).
   Потому что любовь искренняя, чистая сжигает в душе всю мерзость обуревающих её страстей и защищает, словно броня, от нападающих искушений.
   Афонский старец Симеон о любви говорит: «Когда ты живешь без любви к Богу, ты убиваешь свою жизнь. Если имеешь любовь, то никогда ничего не потеряешь. Если теряешь любовь, то теряешь всё».
   Молитвами святых благоверных князей Александра и Даниила, Господи Иисусе Христе, Боже наш, укрепи в нас любовь, матерь всех добродетелей, ведущую ко спасению!

        Аминь!  

Просмотров: 715