12.01.2018

Слово в день воспоминания перенесения в Константинополь мощей святого первомученика и архидиакона Стефана (14 августа 2015 года)

   Сегодня Церковь совершает воспоминание перенесения мощей первомученика архидиакона Стефана.
   Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, посему его именуют архидиаконом. Он пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. Святой Стефан,  по выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
    Будучи исполненным Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветал Стефана, будто бы он произносит хулу на Бога и Моисея. Святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю иудейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и казни ожидавшегося ими Мессии- Иисуса Христа. Тогда иудеи, набросившись на него, повели его за город и побивали камнями. Вдали стояла Пресвятая Богородица со святым апостолом Иоанном Богословом и молилась за мученика. Произнеся: «Господи Иисусе Христе, прими дух мой, Господи, не вмени им греха сего», святой Стефан предал Христу свою чистую душу. Тело св. первомученика, оставленное на съедение зверям, тайно взял еврейский учитель Гамалиил со своим сыном Авивом и предал погребению в своем имении.
  В сегодняшнем евангельском чтении нам в очередной раз дается наставление: храните и преумножайте веру в себе. Ибо даже и горы переставлять» (1 Кор.; гл. 13) сможете, если иметь будете твердую веру. Но нельзя забывать, что «если и веру иметь буду, что и горы переставлять могу, но не имею любви, то какая мне от неё польза?» (1 Кор.; гл. 13).
   Святой апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:20). Ибо, как повествует книга Деяний Святых Апостолов, «Стефан же, исполненный веры и силы, творил знамения и чудеса великие в народе». На чём сосредотачивается наше внимание? На словах «исполненный веры». Поскольку, по слову преподобного Варсонофия Оптинского, «без веры ничего нельзя сделать. Посмотрите, почему какой-либо человек желает стать врачом? Потому что он верит в медицину. Каждый из учёных верит в свою науку. И так везде, во всём. Точно также для христианской жизни необходимо верить в Бога».
   Перед тем, как приступать ко Святому Причащению, мы слышим возглас, ко всем нам обращённый: «Со страхом Божиим и верою приступите!». И вновь особо упоминается вера. Ибо, по слову преподобного Исаака Сирина, «вера есть дверь Таинств. Как очи телесные видят предметы чувственные, так вера духовными очами взирает на сокровенное».
   Преподобный Максим Исповедник говорит: «Слепую веру имеет тот, кто по вере не исполняет заповедей Божиих. Ибо, если заповеди Божии есть свет, то явно, что без Божественного света остаётся тот, кто не исполняет Божиих заповедей, нося голословное, а не истинное Божественное звание».
   Но самым веским доводом являются слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Не бойся, только веруй. Дерзай, вера твоя спасла тебя. По вере вашей да будет вам».

Просмотров: 766