Слово в субботу 9-й седмицы по Пятидесятнице (8 августа 2015 г.)
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как с Христа и Петра требуют уплаты подати. Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя эти слова, говорит, что уплата подати была установлена ещё в ветхозаветные времена. «Еврейские первенцы вносили каждый день ежегодно дидрахму из благодарности Богу за то, что Он некогда погубил египетских. Хотя и Христос был первенец, однако собиратели постеснялись войти к Нему, так как воздавали Ему уважение за чудеса, но они приходят к Петру, к важнейшему из учеников, и не требуют насильно, а скромно спрашивают» (Евфимий Зигабен). Почему к Петру обращаются собиратели? Отвечая на сей вопрос, блаженный Феофилакт Богларский говорит: «делают это скорее, с коварной целью, то есть как бы говоря: “Учитель ваш- противник закона; разве он захочет платить дидрахму?”».
Но тем самым даётся урок нам, что главное- душа человеческая, а не одно только соблюдение установлений закона, в числе которых и уплата подати.
Преподобный Антоний Великий: «деньги повелено Петру вынуть изо рта рыбы, выловленной из глубины сетью нашего образа. Мы лежим как на глубине жизни этой, накрытые страстями в потоплении волн греха. Если толкование не таково, то это – мы во владении смерти, в аду. Господь возвращает человека к первоначальному образу, повелевая отдать деньги за Себя и за Петра. Господь был человеком, уподобившимся нам, во всем подчиняясь нашим обычаям, но только оставаясь неподвластным разрушительному злу и не подпадающим бедам. Отдавая за Себя и за Петра статир, Он добровольно «страдает» за Церковь. Ибо Он сказал тому: «Ты – Петр, и на этом камне я возведу Мою Церковь», – Сам ее наставляя (возводя). Ибо вознаграждение для душ – Божественное наставление, камень которого во главе угла – это Владыка всех Христос, о Котором сказал божественный Песнопевец: «Для иудеев Закон был во главе угла». И еще он же сказал от лица Господа: «В начале Писаний написано обо Мне», – Иоанн явным образом возглашает: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», Который соединился с плотью, и Собой наставляет нас, и тем, что сказал о рыбе и о статире. Он повелевает не противиться ни царю, ни князю, ибо тот со своей стороны отдает тебе повеления – без подлости, но по закону давать налог, вместе с собой возвещая этим и Бога».
Когда же другие ученики, видя, что Петр более предпочтен Господом, нежели другие, то оттого они и спрашивают: «Кто есть больший?»
По слову преподобного Исидора Пелусиота, «Господь требует уподобления детям, то есть отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И сие дает Он видеть самим образом выражения, ибо не сказал “если не будете детьми”, но сказал: “яко дети, означая подражание детям”».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних, от состояния мужей к состоянию младенцев, Бог попускает рабам Своим познать опытно немощь и повреждение падением естества человеческого. Самонадеянность и самомнение настолько чужды христианству, столько противны и враждебны Святому Духу, что Господь заповедал обращение из них наравне из идолопоклонства и распутной жизни».
«Для того, чтобы сердце наше было готово и способно к принятию зова Божия, необходимо его очистить от всякого зла, чтобы не было в нем никакой злобы, никакого пристрастия» к чему-либо, тем более к чему-либо греховному (преподобный Никон Оптинский).